Все люди как люди, один я - бог. Скандинавский. Трикстер.
Хотела задать вопрос про лимит доверия между автором и читателем - замучилась формулировать.
Потому что надо же нормально спросить, чтобы все поняли, чего тут вообще надо... а я даже для себя умучилась на письме выражать.
Вот, допустим, читаешь текст - и с какого-то момента ловишь в себе вот это вот "не верю" - либо в поведении героев, либо в логике событий, либо вообще все вместе. Иногда эти "не верю" потом вполне себе объясняются развитием текста, ибо могут оказаться не авторскими глюками, а фичей. Иногда оказываются все же глюком, даже если автор уверен в противоположном. Еще интереснее, когда читатели видят в тексте одно, а автор - другое. Вполне себе объяснимо, отчего так, но сам факт.
(Вот так навскидку сразу вспоминаются Второгодники - там, на мою имху, в тексте был именно что жесточайший авторский глюк, при том глюк забавный - он одновременно раскрывал авторские заморочки и по реакции на это все делил для меня читателей на (условно) "своих" и "не своих".
1. Читательский вопрос звучит как-то так:
1.1. Если вы читаете текст "в процессе" и ваше "не верю" к каким-то моментам растет и множится - что станет пусковым моментом для того, чтобы поделиться с автором? или вы, может быть, будете ждать до окончания текста? как вообще в принципе у вас происходит процесс с выделением "не верю" во внешнюю среду?
1.2. Если текст уже закончен и вы "не верите" уже по факту, авторское же мнение полностью расходится с вашим - кому вы больше доверяете, автору или своему мнению?
2. Писательский вопрос:
1.1. Текст в процессе, читатели внезапно чему-то "не верят" - это основание пересмотреть текст или довести его до конца в соответствии с имеющимся планом?
1.2. Текст закончен, читателивсе казлы тоже "не верят" - проще послать их нафик или есть моральные силы посмотреть в другой точки зрения и понять, в чем именно причина "неверия"?
Вообще, неприятно, наверное, когда старался-строил здание, а тебе говорят, что кирпичи у тебя круглые...)))
Если кто-то понял, чего я тут пытаюсь спросить - велкам в комменты ))
Потому что надо же нормально спросить, чтобы все поняли, чего тут вообще надо... а я даже для себя умучилась на письме выражать.
Вот, допустим, читаешь текст - и с какого-то момента ловишь в себе вот это вот "не верю" - либо в поведении героев, либо в логике событий, либо вообще все вместе. Иногда эти "не верю" потом вполне себе объясняются развитием текста, ибо могут оказаться не авторскими глюками, а фичей. Иногда оказываются все же глюком, даже если автор уверен в противоположном. Еще интереснее, когда читатели видят в тексте одно, а автор - другое. Вполне себе объяснимо, отчего так, но сам факт.
(Вот так навскидку сразу вспоминаются Второгодники - там, на мою имху, в тексте был именно что жесточайший авторский глюк, при том глюк забавный - он одновременно раскрывал авторские заморочки и по реакции на это все делил для меня читателей на (условно) "своих" и "не своих".
1. Читательский вопрос звучит как-то так:
1.1. Если вы читаете текст "в процессе" и ваше "не верю" к каким-то моментам растет и множится - что станет пусковым моментом для того, чтобы поделиться с автором? или вы, может быть, будете ждать до окончания текста? как вообще в принципе у вас происходит процесс с выделением "не верю" во внешнюю среду?
1.2. Если текст уже закончен и вы "не верите" уже по факту, авторское же мнение полностью расходится с вашим - кому вы больше доверяете, автору или своему мнению?
2. Писательский вопрос:
1.1. Текст в процессе, читатели внезапно чему-то "не верят" - это основание пересмотреть текст или довести его до конца в соответствии с имеющимся планом?
1.2. Текст закончен, читатели
Вообще, неприятно, наверное, когда старался-строил здание, а тебе говорят, что кирпичи у тебя круглые...)))
Если кто-то понял, чего я тут пытаюсь спросить - велкам в комменты ))
kurofordo Не уверена, что потребность указать на лажу - это от фандомного образа жизни ))
Что в обязанность не входит - согласна, а в задачу - в зависимости от человека ))
Вонг Очень с немногими можно быть откровенной, не портя при этом настроения ни им не себе. *сказала Вонг, сгрызая руки по локоть, после того как оставила негативный отзыв Марине*
Поняла тебя )))
Чеди Даан Ясно, спасибо
тут не просто можно про себя подумать: "а вот если бы Эсмеральда осталась жива, было бы совсем хорошо". а можно прийти в комменты к автору и сказать: "текст неплох, но вот тут мне видится лажа". и автор, который через пять минут сам где-нибудь оставит ровно такой же комментарий, ответит: "о, спасибо, поправлю!" ну, или автор оскорбится, а в тред набигут друзья автора с лучеметами ненависти. что тоже фандомное свойство, т.к. фандом - это такой совместно творяще-потребляющий социум, и в этом его суть.
Мне тут не совсем понятно, потому что с одной стороны, читатель может автору писать лично, а не в комментах (автор вообще может публиковаться исключительно книгами, а не постами в инет-пространстве), а с другой - читатель может обсуждать текст у себя в дневнике - и он уже, без привлечения автора, благодаря этому в фандоме ))
читательский ответ:
говорю свое "не верю" по мере возникновения. Считаю оправданным, т.к. даже в случае непоняток из-за сюжета или авторской задумки (когда к концу только становится понятно, что к чему) в самом тексте (хорошем тексте) всегда есть удочки и крючки, намеки. И тогда это уже не "не верю", а интрига. А если интрига не вырисована ясно, то да, будут "не верю" с моей стороны и сразу.
Вот только не всегда я стану это "не верю" выражать. Просто закрою - и все, если автора нет причин уважать за прошлые заслуги.
по-моему, речь скорее идет о том, что как только в голове возникает идея "я могу (хотя бы попробовать) повлиять на текст, если он меня чем-то не устраивает", возникает этот самый эффект фандомности - не в социальном смысле, а в смысле отношений текста, автора и читателя.
тут Флудер недавно цитировал Эко на ту же тему, я скопипащу, чтоб не пересказывать своими словами то же самое:
копипаста
к тому, о чем тут идет речь, относится в основном вторая часть копипасты.
Я вообще очень лояльный читатель, в принципе лояльный. Я могу поверить во что угодно - если только там есть что-то. А не унылая пустота. С первых строк видно, если автор умный и талантливый, и такому я начинаю верить целиком, принимать его локальную картину мира, взгляд на персонажей, на всякое возможное-невозможное и т.д, принимаю его кинки, которые до встречи с его текстом могли быть моими сквиками и тп. Потому что талант имеет харизму и такое свойство, что не поддаться ему невозможно - это как невозможно не поддаться человеческой красоте и обаянию. И это очень приятно. И если автор неумный и не талантливый, это тоже с первых строк видно. Потому что если у него нет таланта и ума, все, что он ни написал бы, звучит фальшиво, и этой фальшью очароваться невозможно. И если даже представить дикую ситуацию, что на мое "не верю" автор говорит "ОК" и идет переписывать, то это ничего не меняет, потому что сфальшифивший в одном фальшивит и во всем остальном. Потому что у него нет этого чего-то главного и основного, чтобы написать так, чтобы ему можно было бы поверить. Потому что не бывает такого, что в одном месте врет, а в другом - абсолютный музыкальный слух. Причем и талант, и ум, при всей их неуловимости и трудностями с определением, на самом деле - очень объективная вещь. Но объяснить ее невозможно и незачем, как ни парадоксально:-)) поэтому, наверное, у меня никогда не возникает интереса сказать автору "не верю" и т.д.:-)
Угу, понял ))
daana по-моему, речь скорее идет о том, что как только в голове возникает идея "я могу (хотя бы попробовать) повлиять на текст, если он меня чем-то не устраивает", возникает этот самый эффект фандомности - не в социальном смысле, а в смысле отношений текста, автора и читателя.
С этим, пожалуй, согласна ))
Тут, впрочем, есть еще один аспект, он, правда, малость не по теме - когда идея, возникающая в голове, сводится к "плевать мне на текст и на автора, а вот свое ценное мнение я должен донести до всех" ))
Что касается Эко и "Одной из главных функций литературы является преподавание уроков о судьбе и смерти" - это он как-то... сурово ограничил ))))
Jealous Cat Просто закрою - и все, если автора нет причин уважать за прошлые заслуги.
То есть это как? а если это новый, неизвестный автор? а вдруг он внезапно саморазвился? ну мало ли, бывает... )))
rlreader Интересная точка зрения ))
У нас тут, видимо, разные точки зрения, потому что для меня талант не компенсирует разницу мировосприятия, например. То есть я могу понять, что у автора так, но не могу согласиться ))
Интересно, а если вещь не талантлива (это все же не так часто встречающийся дар), но хороша. И умна, но в меру. И при этом скучна... такому автору можно верить? ))
Тут, впрочем, есть еще один аспект, он, правда, малость не по теме - когда идея, возникающая в голове, сводится к "плевать мне на текст и на автора, а вот свое ценное мнение я должен донести до всех" )) - возможно, это как раз проявление той же фандомности, но уже в социальном смысле - типа, щас пойду и публично расскажу, как мне (не) понравилось то-то (тут неважно, в доступе автор или нет, важно, что в доступе есть некая аудитория, знающая тему), и мы знатно потусуемся.
Что касается Эко и "Одной из главных функций литературы является преподавание уроков о судьбе и смерти" - это он как-то... сурово ограничил )))) - а тут, похоже, опять та же фишка с цитатами, что вот совсем недавно, только с другой стороны теперь. )))
в смысле, я понимаю, что именно хочет сказать Эко, и меня не беспокоит фактор ограничения и использование определений типа "одна из главных функций" - потому что значение высказывания (для меня) тут не в "главности", а в самой идее о неизменности текста и о том, с чем она сходна.
но да, я допускаю, что кому-то такая формулировка может не покатить именно как формулировка. )))
мучаюсь недосыпом и рассеянностью, поэтому раза три редактировала камент по мелочи, если што-то изменилось, не удивляйся.
а если это новый, неизвестный автор? а вдруг он внезапно саморазвился?
если новый автор - то качество текста видно СРАЗУ, с первых же предложений. и это касается всех абсолютно фандомных текстов, да и художественных текстов вообще. Если язык текста плох - то и текст плох, а язык сразу виден.
если язык плох - читать не буду, однозначно, ни даже ради рейтинга-пейринга-заявленного кинка. остаются три варианта:
если язык хорош, а автора не знаю и происходит "не верю" - тогда скажу.
если знаю автора, язык хорош, и я не боюсь (например, неадекватной реакции) - скажу тоже.
если автора знаю как автора текстов с плохим языком - читать не буду, если только не посоветуют хорошие люди.
А что вы называете разницей мировосприятия? Не знаю, поняла я вас или нет, но вот я еще что хотела написать в том комменте:-) что я помню два фика из разряда "не умно и не талантливо", главный персонаж которых был негодяем, но был типа выведен автором как хороший человек. Вот такого, чтобы так разошлись мои читательские и авторские представления о порядочности и вообще о том, что такое хорошо и что такое плохо, в талантливом тексте, я не помню. И в книжках тоже не помню такого:-)) это почему-то оказывается взаимосвязанными вещами:-)
такому автору можно верить? ))
В смысле?
А тут имеет вообще значение, у них сходка на тему текста ли про текст все забыли и меряются своими имхами? )))
Впрочем, что это я спрашиваю - большинство инет-дискуссий ровно такие
а тут, похоже, опять та же фишка с цитатами, что вот совсем недавно, только с другой стороны теперь. )))
Черт, похоже
Потому что основную мысль я поняла, но меня слишком беспокоит ограничение ))))
А тут имеет вообще значение, у них сходка на тему текста ли про текст все забыли и меряются своими имхами? )))
Впрочем, что это я спрашиваю - большинство инет-дискуссий ровно такие
это уже получается социум-как-фандом: не важно, по какому поводу, главное - вступить в социальное взаимодействие. :-)))
в ЖЖ такого было много, когда он еще не был СМИ-образным: битва мнений могла внезапно разразиться вокруг чего угодно - хоть вокруг текстов Лукьяненко, хоть вокруг мяса по-французски, хоть вокруг чайлд-фри - и отмечались в ней всякий раз плюс-минус одни и те же участники. и всем было хорошо и живенько. ))
Черт, похоже
Потому что основную мысль я поняла, но меня слишком беспокоит ограничение )))) - угу. забавно получилось, что буквально немедленно же роли сменились. это прикольно, когда так совпадает, потому что дает очень, ээ, яркую и предметную информацию о том, из-за чего случаются недопонимания по поводу вот всяких цитат и прочего. ))
Намерения и цели автора - его приватное дело))) У любого читателя в и-нете, разумеется, есть право комментировать как угодно и что угодно. Мне просто кажется, что если все время трындеть под руку, вреда будет больше чем пользы. Тойсть тут вопрос целеполагания - что важнее, прочитать фик и получить удовольствие, или посраться с автором в комментах
Это из соображений не обижать автора, но проговориться и дать автору возможность найти?
точно
Эммм... ты только про первые тексты, исключительно? ))
Если и про не первые, то я несогласная ))))
В остальном - ясно
rlreader А что вы называете разницей мировосприятия?
Ну вот например да, когда восприятие автора и читателя в отношении героя сильно расходится. В фандоме у меня последний раз такое было с Холмами, в "реальной" литературе - тоже недавно было. Текст реальной книги написан хорошо, но с авторской точки зрения положительный герой для меня отрицательный до такой степени, что я бы хотела поговорить с автором о том, что же положительного он увидел и почему.
- такому автору можно верить? ))
- В смысле?
Вы пишете: "С первых строк видно, если автор умный и талантливый, и такому я начинаю верить целиком".
А если автор не талантливый, а просто хороший - такому автору получится верить целиком?
ЖЖ меня щас пугает - периодически возникает ощущение, что не в дневник пишешь, а как минимум вещаешь с трибуны. Особенно ежели где-то какая-то дискуссия случается ))
. забавно получилось, что буквально немедленно же роли сменились. это прикольно, когда так совпадает, потому что дает очень, ээ, яркую и предметную информацию о том, из-за чего случаются недопонимания по поводу вот всяких цитат и прочего. ))
Угу )))
Полезное развитие событий - чтоб не расслабляться особенно))
strega verde Мне просто кажется, что если все время трындеть под руку, вреда будет больше чем пользы. Тойсть тут вопрос целеполагания - что важнее, прочитать фик и получить удовольствие, или посраться с автором в комментах
Опять ограничения... )))
Эммм... ты только про первые тексты, исключительно? )
если новый автор - то и тексты первые.
если плохой язык у автора с хорошим качественным языком в багаже - нунизнаю... наверно, попробую почитать, чтобы понять, как он докатился до жизни такой. или, может, это стеб, а до меня сразу не дошло.
Опять ограничения... )))
Да! Я за ограничения!)))
Ну вот например да, когда восприятие автора и читателя в отношении героя сильно расходится.
А. Ну вот я про это и написала в первых строках своего письма - что харизма таланта такова, что ей пленяешься:-) И в Драко в "Холмах" - не тот Драко, которого я вижу, до такой степени, что я там местами забывала, что это Драко. Но это неважно
Текст реальной книги написан хорошо, но с авторской точки зрения положительный герой для меня отрицательный до такой степени, что я бы хотела поговорить с автором о том, что же положительного он увидел и почему.
Я вот говорила, что пыталась вспомнить такие случаи, и не вспомнила. Потому что я не знаю настоящего автора, который бы бы безнравственным. Правда:-)
Enola_hey
А если автор не талантливый, а просто хороший - такому автору получится верить целиком?
Это какой-то сложный вопрос:-) наверное, такие тексты читаешь потому, что они удовлетворяют твои кинки, а если они это делают, то тут уже как-то неважно, "верю" или "не верю!"
я занудно уточню, что мысль "я могу повлиять на автора", по-моему, как раз от наличия среды и происходит. )))
ну, то есть, если это случается в частном порядке - типа, автор (не фандомный, обычный) и его друзья-первые читатели - то механизм все равно тот же, и это по сути тот же фандом, но в миниатюре.
Enola_hey
про ЖЖ плюсадин, ага, но оффтопить не буду, тут у тебя и так есть, о чем поговорить. ))))
strega verde Я вот не знаю, за ограничения ли я, мне само слово не нравится )))
Я вот не знаю, за ограничения ли я, мне само слово не нравится )))
*нравоучительным тоном* Ограничения - основа цивилизации
Я, видимо, отношусь к той категории читателей, у которой дома лежит набор хороших елочных игрушек, и потому в магазине они даже к другим хорошим елочным игрушкам подходят критически - игрушка может быть хорошо выполнена в целом, но, скажем, рисунок на ней содержит некие излишки))
Я вот говорила, что пыталась вспомнить такие случаи, и не вспомнила. Потому что я не знаю настоящего автора, который бы бы безнравственным. Правда:-)
А вот, скажем, Берроуз - он по какой категории проходит?
Основа цивилизации - способность мыслить критически, компенсируемая общей биомассой!
Это основа прогресса, который не равен цивилизации
так а ты не считаешь, что в данном случае группа друзей будет фандомом конкретного автора? в смысле, их будет объединять тема авторова креатива, и идея "я могу повлиять на текст" будет возникать именно из-за того, что сам автор (или наоборот, читатель, но при согласии автора) позиционирует этот текст как общую сферу интересов?
потому что - как мне представляется - если ты просто знаком с автором некоего текста, и если даже он предложит тебе его прочитать и высказать мнение - не факт, что у тебя (усл.) возникнет мысль "я хочу, чтобы было по-другому", может возникнуть и мысль "эх, жаль, что все так кончилось".
а вот если автор предложит, ээ, поиграть на общем поле, то да, ты можешь начать исходить из того, что у тебя есть шанс повлиять и сделать так, чтобы было по-другому. и вот это уже будет этот фандомный элемент.
На данном этапе это, имхо, уже из разряда вопроса про курицу и яйцо ))
То есть когда среда уже есть - сложно определить, происходит мысль сама по себе внезапно или от наличия среды )))
ну вот да, скорее всего - плюс мы с Кроуфордом, как я вижу, по-разному определяем идею фандома. )))
но по основному вопросу мы так или иначе все пришли к согласию вроде бы. )))))